5 апреля 2023 года традиционно в Лужском институте (филиале) ЛГУ им. А.С. Пушкина в соответствии с планом научно-исследовательской работы в рамках Студенческой недели науки - 2023 уже в 12-й раз прошла студенческая конференция «Мои первые шаги в науке».
В работе конференции приняли участие 82 студента всех курсов, форм и направлений обучения Лужского института (филиала); также в качестве участника на 1 секции присутствовала студентка из Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ.
Конференция открылась приветственными обращениями представителей оргкомитета на секциях. В них прозвучали напутствия молодым исследователям, делающим свои первые шаги в науке, ведь студенческая конференция – это уникальная возможность поделиться своими вопросами и ответами с понимающими людьми и извлечь из такого общения конкретную пользу.
В ходе конференции была организована работа 4 секций, в которых с докладами выступило 60 обучающихся, 12 из них признаны победителями и призёрами.
Работы участников оценивались по следующим критериям: Актуальность и оригинальность темы; Постановка цели; Исследовательский подход к работе; Анализ хода работы, выводы и перспективы; Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе; Качество проведения презентации; Умение вызвать интерес аудитории.
За организацию и проведение секционных мероприятий конференции отвечали научные руководители секций, назначенные приказом директора.
Секция 1. «Актуальные вопросы российского права»
В программу секции было заявлено 12 участников с интересными и актуальными темами. Докладчиками выступили студенты бакалавриата юридического факультета, обучающиеся выпускного курса колледжа по специальности «Право и организация социального обеспечения» и участница из Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ.
Докладчики выступили очень ярко и достойно, из-за чего члены жюри оказались в сложной ситуации при выборе победителей.
Особо выделились несколько выступлений.
Доклад Эрнста Валерьевича Гептинга (ЛИ(ф)) по теме «Проблема реализации гражданами права на выбор медицинских организаций для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на всей территории Российской Федерации» в своей основе имеет проведенное автором очень серьезное и доскональное исследование. Вниманию аудитории были представлены различные, подтверждающие гипотезу документы. Автор увлеченно выступал и весьма уверенно отвечал на поставленные вопросы.
Дарья Сергеевна Роганова (СПбЮИ(ф)) представила анализ темы «Уголовно-правовая характеристика последствий при жестоком обращении с животными». Это выступление вызвало наибольшую дискуссию у членов жюри, которая, к слову сказать, продолжилась и после конференции. Следует отметить выбор достаточно актуальной на сегодняшний день темы исследования и высокую степень ее проработанности докладчицей.
Виолетта Романовна Мороз (ЛИ(ф)) представила доклад на тему «Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в Российской Федерации». Очень увлекательный доклад и яркая презентация результатов проведенного исследования оказались очень познавательными и членам жюри, и слушателям секции. Жюри отметило очень творческий и неординарный подход в рассмотрении темы.
По итогам заседания секции ее председатель Олег Васильевич Виноградов отметил высокий уровень подготовки докладов и разработанности тем, однако заметил, что докладчикам следует больше уделить внимание анализу научной литературы и активнее пользоваться презентациями.
Секция 2. «Вопросы педагогического образования»
В программе секции были заявлены 25 выступлений обучающихся с научно-исследовательскими темами в сфере образования. На секции выступили обучающиеся 5 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат, профиль Дошкольное образование) межфакультесткой кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а студент 2 курса колледжа, обучающийся по направлению подготовки «Преподавание в начальных классах», Воевода Михаил Андреевич дебютировал с докладом на актуальную тему по патриотическому воспитанию младших школьников – «Уроки о важном…». Темы докладов студентов 5 курса раскрывали особенности педагогических исследований, подготовленных в рамках выпускных квалификационных работ в период производственной практики (преддипломной). В ходе обсуждений докладов члены жюри задавали уточняющие вопросы докладчикам, а выступающие уверенно отвечали.
Среди всех, по мнению компетентного жюри, особо выделялись следующие выступления докладчиков:
Анна Александровна Саватеева убедительно и всесторонне осветила в своем докладе тему «Роль индивидуального образовательного маршрута в педагогическом сопровождении одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации». В выступлении отмечалось, что «кардинальные изменения в обществе, происходящие в современной России в новом тысячелетии, поставили перед образованием сложные задачи, требующие пересмотра взглядов на педагога и на процесс его взаимодействия с воспитанниками, обучающимися. Талантливые люди являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоевывая фундаментальные позиции в культуре, науке, образовании, предлагая инновационные, наукоемкие технологии, которые обеспечивают национальную безопасность страны и мира, предотвращение различного рода разрушений и катастроф (угроза атомной войны, терроризм, социально-экономические кризисы, экологические катастрофы)». Важным моментом в работе Саватеевой А.А. является авторский педагогический проект, представляющий алгоритм создания и реализации индивидуального образовательного маршрута художественно одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.
Наталья Васильевна Долина представила доклад «Формирование представлений о флоре и фауне родного края у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр», в котором рассматривается одно из важных условий патриотического воспитания в дошкольном возрасте - природа как фактор воспитания патриотизма и средство народной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает учет регионального компонента как необходимое условие вариативности дошкольного образования. В выступлении отмечалось, что Ленинградская область – представляет собой уникальнейшее, не имеющее аналогов в мире единение природных ресурсов, неповторимого ландшафта, разнообразного этнокультурно-исторического наследия. Долина Н.В. указала, что при рассмотрении данной темы заслуживают внимания исследования, представленные в архивных документах и краеведческих материалах о Луге, Лужском уезде отечественных историков, краеведов, исследователей: Александрова А.С., Зерцалова В.И. Лаврова А., Суворова В., Куразова Н.Ф., Мурашова Н., Мыслина П., Носкова А.В., Набокова О.В. и др.
Анастасия Александровна Маркова рассмотрела тему «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр», отметив в докладе, что в настоящее время одной из проблем, рассматриваемых педагогическим сообществом, является проблема физического воспитания и культуры подрастающего поколения. Как известно, основы физического развития, которое является залогом здоровья человека, закладываются именно в дошкольном периоде развития. В данный возрастной отрезок происходит формирование основ психического и физического здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В заключении работы секции председатель жюри, заведующий межфакультетской кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Геннадьевна Мороз поблагодарила всех участников секции за активную работу, а студентов за самостоятельно выполненные интересные доклады. Т.Г.Мороз отметила, что выступления участников секции «Вопросы педагогического образования» подготовлены с целью повышения качества образовательного процесса в вузе, и безусловно, являются результатом одного из важных видов самостоятельной работы студентов: научно-исследовательской деятельности, включающей участие обучающихся в научных студенческих конференциях, работу по изучению научно-методической литературы и передового педагогического опыта, оформление результатов педагогического эксперимента в рамках исследований по теме ВКР в форме научных публикаций. Члены жюри, канд.ист.наук, доцент Кошечкина Елена Александровна, д.пед.наук, профессор Колесов Владимир Иванович, канд.пед.наук, ст.преподаватель Ануфриева Ольга Федоровна, к.техн.наук, доцент Кисляков Николай Иванович пожелали студентам 5 курса успешной защиты дипломных работ
Секция 3. Вопросы экономики и финансов
На заседании секции в соответствии с программой были представлены 17 докладов, подготовленных студентами 1 и 4 курсов экономического факультета. Выступающие рассуждали о проблемах обеспечения продовольственной безопасности страны на современном этапе в условиях широкого круга рисков и глобальных изменений, о характере бюджетно-финансовой политики Российской Федерации на современном этапе ее перспективах, роли IT технологий и информационной безопасности в условиях современной экономики и организации бизнес-процессов. Особое место заняло обсуждение актуальных проблем развития агропромышленного комплекса как инструмента обеспечения продовольственной безопасности страны: в частности, научные доклады были посвящены проблемам управляемости субъектов агропромышленного комплекса и проблемам внедрения инноваций в современном АПК России.
Особый интерес вызвало выступление Дарьи Александровны Карпович (1 курс ОФО ЭФ) на тему «Стратегический менеджмент в управлении федеральной и муниципальной собственностью (на примере Санкт-Петербурга)» (научный руководитель – Конев П.А., зав. кафедрой экономики и управления на предприятии).
Другими выступлениями, вызвавшими не меньшую заинтересованность, были доклады Ирины Александровны Исаковой (2 курс ОЗФО ЭФ) на тему «Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» на примере Муниципального фонда поддержки и развития предпринимательства Лужского района «Социально-деловой центр»» (научный руководитель – Шаргунова Т.В., старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии) и Никиты Павловича Павленко (4 курс ОФО ЭФ) на тему «Инвестиционные риски и способы их оценки» (научный руководитель – Ильвес А.Л., доцент кафедры экономики и управления на предприятии).
Эти студенческие исследования вызвали оживленную дискуссию, задавалось множество вопросов, что показывает высокую заинтересованность и вовлеченность студентов в современные проблемы отечественной и глобальной экономики.
В заключительном слове координатор секции Павел Андреевич Конев, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии, призвал всех участников продолжать расширять границы экономических и финансовых познаний. «Ваша работа может повлиять на то, как мы подходим к рассмотрению этих важнейших вопросов, и уже с нетерпением хочется увидеть то влияние, которое она сможет оказать на более широкие академические и профессиональные сообщества. Еще раз спасибо за участие, я желаю вам всего наилучшего в ваших будущих исследованиях», – отметил П.А. Конев.
Секция 4. Вопросы технологических и биотехнологических процессов
В работе секции из заявленных в программе 17 докладов прозвучали лишь 10, которые подготовили студенты биотехнологического факультета. Представленные тематические доклады отражали актуальные вопросы биотехнологии производства и переработки с-х продукции; применение биотехнологии в клеточной инженерии, фармакологии, использование микроорганизмов в биотехнологии, перерабатывающей промышленности и др. Доклады сопровождались показом презентаций.
В обсуждении докладов принимали участие студенты 1-4 курсов. Докладчики аргументировано отвечали на предложенные вопросы.
Ряд докладов отличались от других новизной, глубиной раскрытия темы, исследовательским характером работы.
Доклад Анастасии Леонидовны Юргановой «Биотехнология хлеба с использованием ржаной муки на заквасках с направленным использованием микроорганизмов», раскрывает и дает характеристику биотехнологии приготовления хлеба из ржаной муки на различных заквасках, используемых в хлебопекарной промышленности. В докладе и презентации были отражены результаты собственных исследований заквасок, а также высказан вывод: хлеб, приготовленный на густой закваске отличается более высокими качественными показателям по сравнению с приготовленным на жидкой закваске.
Доклад Артема Романовича Гайдамаку «Криоконсервация спермы петухов как метод сохранения генофонда сельскохозяйственных птиц in vitro» раскрывает биотехнологические особенности сохранения биологических жидкостей с использование криопротекторов, что позволяет сохранить генетическое разнообразие редких видов птиц.
Карина Юрьевна Тимофеева в докладе «Сравнительная оценка качества пшеничного хлеба, приготовленного безопарным способом на заквасках с направленным использованием микроорганизмов» дала оценку заквасок, влияющих на качество хлебобулочных изделий из пшеничной муки.
Подводя итоги работы секции, ее научный руководитель Ольга Васильевна Решетникова заметила, что порой не так важно, насколько ценна выполненная работа в масштабе науки, важно, чтобы она удовлетворяла и развивала индивидуальные познавательные потребности исследователя, имела непосредственное и явное значение для его профессионального и личностного роста.
Результативность участия обучающихся в научной конференции
1 место
– Гептинг Эрнст Валерьевич (3 курс, колледж, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 1. Актуальные вопросы российского права
– Саватеева Анна Александровна (5 курс, МКГиЕД, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 2. Вопросы педагогического образования
– Карпович Дарья Александровна (1 курс, ЭФ, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 3. Вопросы экономики и финансов
– Юрганова Анастасия Леонидовна (4 курс, БТФ, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 4. Вопросы технологических и биотехнологических процессов
2 место
– Роганова Дарья Сергеевна (3 курс, ЮФ, Санкт-Петербургский институт (филиал) Университета прокуратуры РФ) Секция 1. Актуальные вопросы российского права
– Долина Наталья Васильевна (5 курс, МКГиЕД, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 2. Вопросы педагогического образования
– Исакова Ирина Александровна (2 курс, ЭФ, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 3. Вопросы экономики и финансов
– Гайдамак Артем Романович (4 курс, БТФ, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 4. Вопросы технологических и биотехнологических процессов
3 место
– Мороз Виолетта Романовна (3 курс, колледж, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 1. Актуальные вопросы российского права
– Маркова Анастасия Александровна (5 курс, МКГиЕД, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 2. Вопросы педагогического образования
– Павленко Никита Павлович (4 курс, ЭФ, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 3. Вопросы экономики и финансов
– Тимофеева Карина Юрьевна (4 курс, БТФ, Лужский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина) Секция 4. Вопросы технологических и биотехнологических процессов
Итоги
В целом конференция показала, что у участников сформировано целостное представление о совокупности методов, процессов и материалов, используемых в различных отраслях, выявила активных участников, обладающих аналитическими способностями и творческим мышлением.
Все студенты, выступившие с докладами, получили дипломы участников; слушатели секций – сертификаты участников. Лучшие работы удостоены дипломов за 1, 2, 3 места, победители получили памятные призы, а также возможность опубликования своих работ в материалах международной конференции ХI Лужские научные чтения (22 мая 2023 г.). Научные руководители, подготовившие участников конференции, отмечены благодарностями от оргкомитета.
Рекомендации
– научным руководителям исследовательских работ обучающихся – вовлекать студентов в процесс дальнейших систематических исследований с целью повышения их исследовательской компетентности и расширения научно-исследовательского студенческого сообщества филиала;
– организаторам конференции – 1) продолжать традицию ежегодного проведения мультидисциплинарной студенческой научной конференции по актуальным вопросам юридической, педагогической, экономической и биотехнологической направленности; 2) активнее привлекать к участию в конференции обучающихся других учебных заведений, тем самым способствуя изменению её статуса и формата проведения.
Благодарим всех, кто проявил внимание к данному научному мероприятию!
Поздравляем победителей и призеров конкурса «Лучший научный доклад» на конференции МПШН-2023 с заслуженными наградами!
Желаем участникам и организаторам конференции благополучия и успехов в реализации новых идей!
От имени оргкомитета конференции, Ж.Л. Демида