В работе конференции приняли активное участие заместитель директора Лужского института (филиала) ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ имени А.С. Пушкина» Д.А. Щегольков и и.о. декана биотехнологического факультета В.Б. Сбойчаков. Они отметили высочайший уровень организации конференции, возможность встретиться с руководителями медицинских образовательных учреждений среднего звена, узнать о проектах Министерства здравоохранения в области аккредитации медицинских специалистов и проведения государственных выпускных экзаменов.
Организаторами конференции выступил Координационный совет по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» при поддержке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений России», Общероссийской общественной организации «Медицинская лига России», Российско-китайской ассоциации медицинских университетов Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В рамках конференции Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России было организовано Всероссийское совещание руководителей образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам медицинского и фармацевтического профиля.
В Конгресс-центре Сеченовского университета была развернута многогранная выставка современных образовательных технологий и симуляционного оборудования. Все участники конференции стали свидетелями проведения Пятой Всероссийской студенческой олимпиады по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл».
Конференцию открыл ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор П.В. Глыбочко, который предложил почтить молчанием память погибших в Петербургском метро, среди которых были и студенты-медики. Петр Витальевич, будучи главным специалистом Минздрава России по медицинскому образованию, подчеркнул актуальность создания в школах медико-биологических классов, которые бы могли помочь медицинским вузам в углубленном изучении общетеоретических дисциплин. Кроме того он предложил ввести для студентов-медиков переводной экзамен после третьего года обучения, после чего станет ясно – получится ли из конкретного студента врач или фельдшер. Был поднят вопрос о тестировании профессорско-преподавательского состава.
С докладом «Качество подготовки медицинских кадров» выступил проректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по учебной работе профессор И.В. Маев. В своем докладе он остановился на качестве подготовки преподавателей и определил этапы становления молодых преподавателей, отметив, что важным этапом должно служить собеседование по педагогике и психологии. В университете создан совет по вопросам аккредитации, повышению квалификации и профильной переподготовки профессорско-преподавательского состава.
Неоднозначно оценили участники конференции доклад заместителя Министра образования и науки Л.М. Огородовой, которая констатировала, что медицина развивается достаточно быстро, но в то же время образовательные стандарты несколько отстают от этого процесса. Она отметила, что уже с июля всем вузам необходимо перейти на стандарт ФГОС 3++.
Американский профессор Джеффри Ньютон (Jeffrey Newton) рассказал об эволюции программ подготовки врачей в Гарвардской медицинской школе и Массачусетском технологическом университете.
Круглый стол «Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в дополнительном профессиональном образовании» открыла Л.К. Мошетова (РМАНПО), продемонстрировавшая, какие возможности могут быть получены при реализации дистанционного образования специалистов среднего звена. Об этом же и говорила С.М. Рыкова (Сеченовский университет), сделавшая акцент на нормативно-правовых аспектах дистанционного и электронного обучения в СПО. Своим опытом в реализации дистанционного обучения по дополнительным профессиональным программам поделилась Е.Б. Марочкина из Сеченовского университета.
Круглый стол «Новые подходы в фармацевтическом образовании открыл В.В. Тарасов (Сеченовский университет), подчеркнувший роль провизора в современных условиях в рамках федеральной целевой программы «ФАРМА-2020». Были обсуждены перспективы развития фармацевтического образования в рамках реализации дорожной карты ХелсНет Национальной технологической инициативы, задачи модернизации фармацевтического образования в современных условиях инновационного развития фармацевтической отрасли, интеграция профессиональных стандартов в систему подготовки фармацевтических кадров в условиях аккредитации, уточнены подходы к формированию отраслевой рамки квалификаций в фармации.
Е.Е Лоскутова (Российский университет дружбы народов) представила доклад «Обоснование комплекса профессиональных компетенций для реализации образовательных стандартов нового поколения по специальности «Фармация»», в котором представила новый подход к трудовой деятельности. На основе профессиональных стандартов, где представлен перечень и описание трудовых функций готовится образовательный стандарт (основная образовательная программа и перечень формирующих компетенций). Профессиональная деятельность специалиста организуется в соответствии с профессиональным стандартом и последующей аккредитации специалиста.
Также были обсуждены перспективы нового направления подготовки «Промышленная фармация», современные требования к реализации практикоориентированного подхода в подготовке фармацевтов.
Учитывая вышеизложенное, было бы целесообразно на ближайшем Ученом совете ЛГУ имени А.С. Пушкина рассмотреть вопрос о подготовке на базе биотехнологического факультета Лужского института провизоров как специалистов высшего фармацевтического звена. Для этого есть необходимое оборудование и высококвалифицированные кадры, имеющие более чем десятилетний опыт подготовки фармацевтов.
На секции «Практикоориентированное обучение в высшем и среднем медицинском образовании» были обсуждены особенности разработки примерных основных образовательных программ, проведение экспертизы и внесение их в Федеральный реестр примерных образовательных программ СПО, развитие волонтерства как ресурса формирования профессиональных ценностей у специалистов со средним медицинским образованием, внедрение лучших мировых практик в профессиональную деятельность медицинских работников России через участие в движении «WorldSkils International» и ряд других актуальных вопросов.
Круглый стол «Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании для специалистов со средним медицинским образованием» открыла Н.М. Шустикова, которая осветила проблемы непрерывного профессионального образования в системе подготовки среднего медицинского персонала России. Также был рассмотрен опыт проведения оценки уровня овладения навыками и умениями в подготовке среднего медицинского персонала, показана интеграция дистанционных и электронных форм обучения, изучен опыт внедрения дистанционных технологий для оптимизации повышения квалификации среднего медицинского персонала на примере единого образовательного портала Сеченовского университета. Специалисты Центра повышения квалификации Республики Башкортостан поделились опытом повышения качества профессиональной подготовки специалистов путем формирования и совершенствования практических навыков и умений на современном симуляционном оборудовании, а также проблемой унификации учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования в современных условиях.
В рамках работы были организованы встречи с руководителями Издательской группы ГЭОТАР-Медиа, где были обсуждены дальнейшие направления работы Лужского института по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена для фармацевтических организаций, которые, безусловно, возможны только при поддержке Комитета по образованию Ленинградской области. Темы обсуждения распространялись на обеспечение всех процессов, связанных с образованием, проведением аттестации и аккредитации студентов-фармацевтов.
Разработанная и поставляемая ГЭОТАР-Медиа система управления симуляционным центром способна обеспечить управление всеми процессами от этапа подачи заявок на обучение и аккредитацию до анализа статистики результатов. Основным преимуществом данной системы является уникальный подход к оценке знаний, включающий в себя объединение данных с электронных чек-листов, медицинских тренажеров и видеофиксации.